Форум » Республика Алтай » Дебаты с Алтын Кыс » Ответить

Дебаты с Алтын Кыс

Chenya: Тема для тех, кто согласен или даже больше не согласен с мнением Алтын Кыс. Начало положено вынесением разгорающихся "не-в-темных" споров Алтын Кыс и других участников в отдельно взятых темах. Напоминаю, не переходить на открытые оскорбления, не ругаться матом. В общем, стремиться к цивильному поведению ;-)

Ответов - 161, стр: 1 2 3 4 5 All

Алтын Кыс: Такс, не утратили, а подзабыли, Эльден. Вот мне снятся порой сны, после которых я просто просыпаюсь и офигиваю. Я просто чисто на алтайском языке говорю, без единой ошибки, без акцента. Значит это где-то во мне заложенно, мне нужно просто все это вспомнить, либо из подсознательного вынести в сознательное. Значит это возможно, но почему-то так сложно . По поводу ислама, молодой человек, активно за мной ухаживает (хоть и были месяц в соре). Так вот, он казах и по вере исповедует ислам (не строго). И ему сугубо наплевать какой я веры и какой я национальности. Я ему как то задала вопрос: "Возможно ли такое что бы парень казах, так сильно любил девушку алтайку?" Он долго не думая сказал что может и еще как. Если исходить из такого мнения, если вдруг (в жизни все может быть), я и соглашусь быть его женой, у нас будут дети. Соответственно, какой религии и на каком языке они будут говорить? Он хорошо говорит на казахском, я плохо на алтайском. Да и большей степени и род и вся культура как бы перидается по отцовской стороне. Соответственно, от такого брака, мои будущие дети, точно не будут ни казахами, ни алтайцами. Они сами будут выбирать кто они и как им жить, и какую религию исповедать. А потом останавливаю себя, и думаю, а как же чистота нации, я хочу что бы мои дети в отличии от меня самой чисто разговаривали на алтайском. Что бы было все по нашим традициям: и свадьба, и праздники и т.д. Генетика та, это главное, вот то что в душе не перекроешь не закроешь ничем, если я считаю себя алтайкой, то меня никто никогда не переубедит в обратном. Я АЛТАЙКА и ГОРЖУСЬ этим.

fly: хара-оол пишет: Наверное Вы согласитесь, что религии-идеологии не только объединяют, но и разъединяют. В первую очередь это относится к религиям от Моисея. Что для одних лекарство, для других яд. можно поподробнее? :) интересует как, допустим, нынешнее христианство может уничтожить этнос?

хара-оол: fly пишет: хара-оол пишет: цитата: Наверное Вы согласитесь, что религии-идеологии не только объединяют, но и разъединяют. В первую очередь это относится к религиям от Моисея. Что для одних лекарство, для других яд. можно поподробнее? :) интересует как, допустим, нынешнее христианство может уничтожить этнос? Правильно ли я понял, что Вы признаете что христианство прежних столетий все таки занималось сегрегацией- было пастырем у РАБОВ божьих, а не согласных на костры, под мечи и т.д.?

Алтын Кыс: Хара - оол, все религии несли когда то в народ, мечом и огнем. Было то, что люди заблуждались, ну это не значит, что мы должны говорить, что все это плохо. Когда РУСЬ крестили, когда два перста на три поменяли и отлучники, староверы бежали в Сибирь. Все это было, но ведь это не значит, что мы должны всем все поприкать. В каждом из нас должна быть вера, будь то в силу природы, будь то в наивысшии силы на небесах. Заметьте, ведь в каждой религии, сказано, не убей, не обмани, не прилюбодействуй. Общие пороки осуждаются и за содеянное каждый из нас ответит. Любая религия это стержень, а порой и оплот человеческой совести. А поповоду, что этнос потеряется, если у него веру поменять, ну извините, я в Сибе знаю, несколько хрестьянских семей, которые несут веру в бога в люди через собрания и через песни, где говорят о боге и о душе. Но ведь то что они поменяли веру, это ведь не значит, что они не корейцы, и никогда они себя не назовут не корейцами. Так что, я считаю, это заблуждение, человек потеряет этнос только тогда когда потеряет свою культуру, а самое главное лицо, когда он хоть и родился в алтайской семье будет говорить: Не называйте меня Амаду, я КОЛЯ" и стеснятся и избегать общения с алтайцами. Вот из-за таких людей к великому позору, и потеряется народ, а не от того какая у него вера или как он знает свой язык. Народ потеряется тогда, когда умрет в ней память, а память о народе и о своих предках

fly: хара-оол пишет: Правильно ли я понял, что Вы признаете что христианство прежних столетий все таки занималось сегрегацией- было пастырем у РАБОВ божьих, а не согласных на костры, под мечи и т.д.? скорей всего правильно. толком не анализировал. вопрос не об этом. :) основная идея моего поста была все-таки про нынешнее христианство. будучи студентом общался с корейскими мииссионерами. ездил на библейскую конференцию. много было делегаций из стран СНГ: узбекистан, казахстан, белоруссия, ну и российские - само собой. вот поэтому и возник вопрос. судя по составу конференции ни узбеки, ни казахи, ни белорусы и т.д. от данной веры не стали каким то другим народом.

хара-оол: fly пишет: скорей всего правильно. толком не анализировал. вопрос не об этом. :) основная идея моего поста была все-таки про нынешнее христианство. будучи студентом общался с корейскими мииссионерами. ездил на библейскую конференцию. много было делегаций из стран СНГ: узбекистан, казахстан, белоруссия, ну и российские - само собой. вот поэтому и возник вопрос. судя по составу конференции ни узбеки, ни казахи, ни белорусы и т.д. от данной веры не стали каким то другим народом. Настоящего не бывает без прошлого. И от того, что сейчас христианство стало более просвещенным и гуманным, не означает, что его суть изменилась. Та же религия основанная на страхе - религия рабов, тот же ад и рай. То же деления мира на черное и белое, на своих и чужих (во всех трех аврааместических религиях). Этим я объясняю свет костров инквизиции - мракобесия. И в том, что церковь стала "шелковой и пушистой", да и весь мир изменился -эта не заслуга христианства, а людей совершенно иного склада. Этносы живут не один день, и умирают одни бытрее (60-100 лет), другие медленнее (столетия). Когда-то сербы были одним народом, теперь две религии (одного корня) -два народа, и война полная ненависти. И если вы истинный христианин, то единоверец для Вас должен быть ближе, чем "поганный язычник". И Ваше потомки с большей вероятностья будут не алтайцами, чем у сыновей и дочерей МОНГЕ КОК ТЕНГРИ. Вот и все.

Алтын Кыс: хара-оол пишет: И если вы истинный христианин, то единоверец для Вас должен быть ближе, чем "поганный язычник". Боже ты мой, сколько ненавести. "Поганный язычник" громко и обидно, не все в нашей жизни все чисто, запомни . Просто нет слов, Алтын кыс истратила все свои слова , ей болше нечего сказать

fly: я так то атеист. ))) общаясь с христианами не заметил, что у них религия построена на страхе. и вроде заповеди у них неплохие. мне понравились люди, которые позитивно мыслят в нашем "веселом мире". не агитирую, но то что люди меняются в лучшую сторону - это факт. сужу по своим родственникам. пили, бездельничали, нищали, дрались и тд. итп. счас, благодаря религии, с этим покончено. в глазах - стремление жить появилось. другие ценности стали во главу угла: вера, надежда, любовь и пр. и я точно не буду кидать в них камень. и как были, так и остались они алтайцами. не думаю, что обычаи, культура и язык, забудутся их детьми, внуками, правнуками. считаю, что от того что было: бесцельное проживание и пропивание, этнос быстрее исчезнет. что нам успешно и демонстрирует население отдаленных деревень. а про то что было: христианство это ведь не только инквизиция?

Бешеный: иноземние вторглись на НАШ СВЯЩЕННЫЙ АЛТАЙ, принеся с собой новую веру. в нее обращали насильно. их бин тоже попал под расдачу но по сути остаюсь язычником, хотя в бога верую (когда перед очередным получением удалено.Эра я крестанюсь - помогат!)

Бешеный:

Роза: Бешеный, а при чем здесь дебаты?

Бешеный: ШО???

Алтын Кыс: Бешеный, ай-ай-ай . Как я заметила, научился ставить фотки МОЛОДЦА

Бешеный: они сам удалено.Эра ставятся...я нипричом!

fly: ну оч интэрэсна што там эра ампутировала ))))

Кокбору: fly можно поподробнее? :) интересует как, допустим, нынешнее христианство может уничтожить этнос? Возьмем к примеру Японию. Почему это государство добилось такого успеха? Потому что вера предков служит еще более сильной консолидирующей силой для японского этноса. Япония спаслась только тем что она осталась верна вере своих предков. Первым же прибывшим миссионерам японский император поставил условие покинуть остров в течении месяца , а крещенных 40 000 японцев велел казнить. Всего то..... А что случилось с теми кто не понял этого? Они были охристианизированы , одурманены , зомбированы а потом просто ассимилировались.... тихо и незаметно. А как погиб Хазарский каганат - опутанный еврейской верой - иудаизмом? Чьими руками завоевал ислам такую огромную территорию? - Армией тюрков-мусульман(мамлюки).

Бешеный: подписваюсь под вышесказанным... евреи нашу страну развалили.

Алтын Кыс: Сугубо пофиг, кто что говорит про религию и все такое, в каждой мысле есть доля правды. Лично я в субботу собралась со своим любимым в мечеть, когда я сама ему это предложила, он был безумно рад и я тоже. Он мне сказал, что бы я платье обязательно одела и платок взяла с собой. Он мне сразу же рассказал про свою веру и что он делал для того что бы приблизиться к богу. А в конечном итоге, я ему сказала, что после похода в мечеть, мы пойдем в церковь, и я там поставлю свечки. Он согласился. Так что, где ЛЮБОВЬ , там нет предъяв по поводу веры человека, любимый всегда поймет и поддержит

Кокбору: Алтын Кыс Смешно как то получается.... друг к другу в религиозные храмы в гости ходите? И насколько же он приблизился к богу? Смешно было когда я узнал что глава Русской Православной Церкви митрополит Алексий- еврей.(Алексей Ридигер) И на всех храмах и монастырях знаки сионизма , каббализма , сатанизма - надиудейского жречества. Поклонение мощам святых вообще некрофилия..... а в мавзолее еще и труп Ленина лежит! Как все чудно и забавно.

Кокбору: только логику надо иногда включать......

Алтын Кыс: Кокбору пишет: Алтын Кыс Смешно как то получается.... друг к другу в религиозные храмы в гости ходите? И насколько же он приблизился к богу? Ну дык, а сам подумай, я православной веры, он мусульманской. Соответсвенно, Я иду, что бы поближе познакомиться с его верой. А он с моей. На сколько, он приблизился к богу? Ну откуда, я знаю, своего казаха, на сколько он приближен к БОГУ. Это его лично спрашивать нужно

Кокбору: Алтын Кыс Разница лишь в том что в мусульманстве много арабского ..... а в христианстве - еврейского. Но как бы то ни было , суть не меняется и эти народы являются родственными (так же как алтайцы с казахами -тюркская группа). И соответственно вера во многом схожа , по крайней мере арабы признают всех пророков ветхого завета.... Но мусульманство это более поздняя версия христианства и в ней уже исправлены ошибки которые есть в христианстве....

Кокбору: Как влияет религия на этнос: Самое сильное воздействие оно оказывает на самосознание. Например: я был язычником и ко мне приходит миссионер и говорит что моя веря идолопоклонна и я после долгих споров соглашаюсь с ним , и что же происходит? А то что я теряю весь свой внутренний мир , и теряю связь с огромным религиозным , культурным пластом моего этноса. Возможно не сразу , но постепенно.....я теряюсь среди многотысячной толпы!

Kyrgyzbay: Кокбору, именно! растворяешься среди серой толпы и становишься бараном в большом стаде. Алтын кыс, не радуйся христианству, а сожалей.

Кокбору: Kyrgyzbay ты случайно не с KG-ORDO.NET?

Kyrgyzbay: оттуда. :)

Кокбору: Kyrgyzbay я уже давно там не был..... год наверное.

Кокбору: Все дороги ведут к ТЕНГРИАНСТВУ. Алекпер Алекперов, кандидат исторических наук Историей и историческими событиями человечество начало интересоваться еще с древнейших времен, с момента возникновения письменности. В начале это были мифологические отражения о “первотворчестве”, затем с укреплением государственности стало мифологическо-идеологическое обоснование “божественной” личности правителя. Наконец, с установлением развитых товарно-денежных отношений стали появляться различные “хроники”, содержавшие сведения о политических взаимоотношениях правителей отдельных стран, международные договоры, сборники законов. Хотя термин “история” и связывают с именем Геродота, истинный толчок к развитию на Западе науки, известной как “история” дало изучение Библии. Т.е., изучение Библии, а вмест с ним и зарождение “Восточного вопроса”, имевшего ввиду расчленение Османской Империи не только между колониальными державами Запад, а также ничем не обоснованная идея европоцентризмапривела представителей европейской интеллигенции к мысли о необходимости поисков новых “библейских” мест, а уже раскопки, проведенные в тех местах, находки клинописных табличек, Розетского камня, расшифровки Гротефенда, Раулинсона, Шампальона дали мощный стимул к развитию ассирологии, шумерологии, египтологии, иранистики, а вместе с этим – науке, известной как его превосходительство- ВОСТОКОВЕДЕНИЕ. Таким образом, не ошибусь, повторяя, что именно изучение Библии дало истинный толчок к развитию исторической науки и именно с этого момента начинается вся фальсификация истории. Т.е., ничем не обоснованное возвеличивание ивтории и культуры какого-то отдельно взятого народа и преднамеренная и целенаправленная фальсификация истории даже тех народов, которые никакого отношения к Библии не имели. (!) Дошедшая до нас библия как Священное писание состоит из 2-х частей – Ветхого и Нового Заветов. Священные писания принимаются различными направлениями не в полном объеме. Ислам также с уважением относится к Священным писанием, но при этом неоднократно в Коране подчеркивается, что они были искажены иудеями. Ветхий Завет, или Танах, кодифицированный масоретами состоит из 39 книг. Однако, уже в III-II вв. до Рождества Христова (Р.Х.) Ветхий завет был переведен на греческий всвязи с массовым переходом на него евреев диаспоры и в переводе, названном Септуагинта (так был назван перевод, так как его выполнило 70 толковников) оказалось на 10 книг больше, чем в оригинале, что, как считают комментаторы, якобы, связано с тем, что переводчики рвьотали с какими-то (с какими- не указывается) источниками, отличными от массоретских. Уже в последствии, в конце IV – начале V вв. после Р.Х. в переводе, сделанном на латинский язык, появляется еще и третья Книга Ездры (у католиков она разбита на 4-ю и 5-ю Книгу Ездры), которой нет на еврейском и греческом языках. Конечно, эти данные наводят нас на различные вопросы. Но при всем этом надо заметить, что Священное Писание передается только посредством пророчества и посему оно не может быть (!) дополнено или изменено. В переводе же оно зачастую теряет не только свою идентичность с оригиналом, но и утрачивает свою СВЯТОСТЬ! Видимо, поэтому Мухаммед обвиняет иудеев в том, что они исказили Священное Писание. Тенгрианство, иудаизм, Христианство и Ислам являются монотеистическими религиями. То, что Тенгрианствотакже является монотеизмом, подтверждается Ибн Фадланом, а также Михаилом Сирийцем. Первый из них явно указывает на то, что до принятия Ислама тюрки поклонялись Единому Небесному Богу “Бир Тенкри” или, как у Михаила Сирийца – “Кан Танры”. Естественно, что каждая из указанных религий имеет сугубо присущие только ей атрибуты. Например, у евреев это Моисей, Тора, минора, скрижаль, синагога; у христиан- это Христос, Дева Мария, Святой Дух, Троица, Евангелия, церковь; у мусульман – Мухаммед, Коран, шахада, Ка`ба, Мечеть, и т.д. Слово “synagoge” в переводе с греческого означает “собрание”. Кроме того, в иудаизме это “молитвенный дом”, а также “община верующих”. Арабское слоао “masjid/мечеть” производно от первой породы арабского глагола “S—J—D” (падать ниц, кланяться), и означает “место поклонения”. В большинстве своем иследователи приходят к заключению, что слово “церковь” производно от греческого “kuarike” или “kuarikeon” и означает “дом Господень”, что равнозначно греческому слову “ecclesia”, от которого производят вполне одинаковое по своему значению “церковь” и латинское “ecclesia”. Древнейший из символов христианства – Апостольский- был впервые сформулирован ранее середины II в. после Р.Х. В своем первоначальном виде он читался так: “Верую в Бога, Отца-Вседержателя и во Христа Иисуса, сына Его единородного, Господа нашего, пожденного от Духа Святого и Девы Марии, распятого при Понтийском Пилате и Погребенным, на день третий воскресшего из мертвых, вышедшего на Небеса, сидящего одесную (по правую руку-Автор).Отца, откуда он грядет судить живых, во остановление грехов, в воскрешение плоти. Аминь.”. Именно одному из важных символов христианства- церкви – и пойдет речь в данной статье. По своей форме строения церкви у христиан имеют различные формы. Следует отметить, что формы крестов, также как и формы церквей, тоже многообразны- от 4-конечных у католиков до 8- конечных поверх луны у православных. Такое совмещение креста и полумесяца некоторые трактуют так, что, якобы, полумесяц появился в христианстве после того, как Иван Грозный захватил в 1552 году мусульманскую Казань. Считая это мнение достаточно предвзятым и, чтобы не повторяться заново по поводу происхождения креста и понятия цифры “8” у многих народов, я отсылаю читателей к своим прежним статьям, где говорится, что знак “8” означает бесконечность, т.е., бессмертность, а бесконечность и бессмертность во времени и пространстве –соновной атрибут Божественного (напомню, что эта статья Учителя также была удалена). Кстати, 8-конечный крест в виде взезды и полумесяца фигурируют на знамени Азербайджана, или же луна под солнцем находится поверх ламаитского храма. Ссылаясь на Абу Дулефа (X в.), Якут аль- Хамави (XIII в.) отмечал, что на вершине купола зороастрийского храма в Шизе, главной святыне сасанидов, останки которого находятся в Южном Азербайджане, недалеко от Тахт-и Сулеймана, находился серебрянный полумесяц. Поэтому хочу отметить, что полумесяц как в Исламе, так и в христианстве и других религиях, символизирует собой “чашу” — “хранительницу СВЕТА”. К этому же понятию (“хранить Свет”) восходят и такие понятия, как Ка`ба, Баку, Мекка. Что касается характеристике понятия “церковь”, то в данном случае интересную на наш взгляд мысль высказал протоиерей русской православной церкви в Баку отец Георгий. По его высказыванию можно судить, что это довольно оформившееся в христианстве мнение. По его мнению, церковь- это корабль, который ведет людей к вечной свободе, в котором люди находят спокойствие, надежду, спасение; корабль же без якоря не бывает. А якорь- в данном случае крест- это и есть символ надежды. Таким образом, церковь и крест – это корабль с якорем. В предшествующих своих статях я постарался проследить, что что такие монотеистические понятия, как “El, Jahve, Eloh, Ilah/Allah, Adam” а также связанные с ними “Torah, Jerusalem/GUDS, Jordan” - теологические символы, восходящме к Тенгрианству. В дополнение к сказанному хочу привести еще несколько фактов, что первоначальный монотеизм, восходящий к Тенгрианству, был связан непосредственно с Тюркским Элем. Тенгрианцами были Адам (он же ТЦРК - автор), Ной, Авраам/Ибрахим. Видимо, в начале своей проповеди ханефизм Мухаммеда тоже был Тенгрианством. Обратите внимание, в то время как семитам были посланы Священные Писания, у тенгрианцев таковых нет, что позволяет утверждать о том, что Тюрки-Тенгрианцы были в своем монотеизме более последовательны, нежели семиты до Ислама. А 2 основные формулы Ислама: “Дц шдфрц шд Фддфр” (нет другого Бога кроме Аллаха) и “Дць нцдшв мф дць нъдцв” (он не рождал и не был рожден), а также само название “ИСЛАМ”, что означает “поклонение единому Богу” (в отличии от названий “иудаизм” и “христианство”), способствовало массовому переходу в эту религию тюрок- тенгрианцев, длагодаря которым эта религия проникла от испании до Китая, от верховья Волги до середины Африки и Индонезии. Согласно Ветхозаветному преданию, Абрахам был сыном Фарры (Терраха), генеалогия которого восходит к сыну Ноя - Симу. Согласно тому же преданию, Абрахам был уроженцем Ура Халдейского, и жил по предположению еврейских историков примерер в XIX в. до Р.Х. Исследователи считают, что так называемое “abraham” восходит к имени “a-bu-ra-mu”, засвидетельствованное в месопотамских клинописных текстах 2-й половины III тысячелетия до н.э., а также обнаружен в 1970 году в текстах сирийской Эблы. Согласно библейской традиции Абрахам является родоначальником евреев через Ицхака и арабов- через Исмаила. В отличии от ветхозаветной традиции Коран считает Абрахама / Ибрахима сыном Азера. Кстати, Коран, также как и еврейский вариант, фиксирует его имя не как “Абрам” или “Aburamu”, а через звук “h”. Здесь необходимо отметить, в данном случае важно и то, что Мухаммед достаточно хорошо знал евреев, но он не считает Абрахама / Ибрахима евреем или христианином, а называет его “ханифом”. Известно, что арабы делятся на 3 группы: al-baiba, al-ariba и musta`riba (то есть—арабизированные). Именно предком этих musta`riba и был Исмаил, родоначальник рода курейшитов, к которым относится и пророк Мухаммед. Естесственно, возникает в данном случае вопрос, если Абрахам / Ибрахим и его сын Исмаил не были ни евреми, ни арабами, то от кого они тогда были арабизированы? По библейской традиции у Исмаила было 12 сыновей. По синодальному списку это Наваоф, Кедар, Абеел, Мисаим, Мишма, Рума, Масса, Хадад, Фема, Истур, Нафиш и Китма. Еврейский вариант Ветхого Завета передает имя Кедар как КЕЙДАР. Согласно же Исламу у Исмаила было тоже 12 сыновей, и тогда как евреи передают имя Кейдар через фонему “Кuf”, у мусульман это имя зафиксировано как “Xейдар”, т.е., посредством фонемы “Х”. В то же время согласно Исламу имя “Xейдар” - это эпитет имени двоюродного брата пророка Мухаммеда – Али ибн Абу Талиба. Согласно мусульманским преданиям, первое имя “ASAD” ему было дано его матерью Фатимой, дочерью Асада, имя “Ali” ему дал отец, и именем “Xейдар” его нарек Мухаммед. Мусульманская традиция, ссылаясь на “Lisan al-arab”, производит слово “Xейдар” от масдара глагола “kha-da-ra” (спускать, скатываться) и трактует данное слово как “молодой лев, готовящийся к прыжку”. Но значение глагола “kha-da-ra” вовсе не соответствует понятию “лев”. В то же время напрашивается вопрос: почему арабо-мусульманская традиция, имея соответствующие фонемы для передачи имени Кейдар согласно еврейской традиции (например, все то же Абрахам / Ибрахм), сменила еврейский “kuf” на арабское “kha”? Необходимо отметить, что образ льва (в особенности БАРСА), нимает существенное место в мировоззрении древних. Например, в древнеегипетской традиции в честь фараона поставлен человекоголовый лев - Сфинкс, олицетворение верховного бога “RA”, у древних иранцев - это “солнечный лев/шир-е хуршид”, олицетворение Ахурамазды, ставший высшим орденом иранских шахов. Согласно Плутарху, накануне брачной ночи Филлипа II Македонского “Олимпиаде привиделось, что раздался удар грома, и от этого удара вспыхнул сильный огонь; языки пламени побежали во всех направлениях. Спустя некоторое время Филлипу приснилось, что он запечатал чрево жены; на печати, как ему показалось, был вырезан лев”. Все это говорит о том, что культ льва, как и волка, занимал почетное место у многих народов, и во всех случаях являлся манифестацией Света, точнее- Бога. У нас есть пословица: “У настоящего льва не различают самца или самки”. По историческим Али ибн Абу Талиб был волосатым человеком, а вот имя “ASAD” по-арабски значит “лев”, то есть данное имя синонимично тому ХЕЙДАР, которое хочет дать ему арабская традиция. В Патриаршей, или Никоновской Летописи говорится под 1168 г., что: “Того же лета приеде въ Кiев Половецкий князь Айдар к великому князюМстиславу Изяславовичу служить….потом, мало пребыв, крестился…. ”. Согласно же тюркской традиции, слово “Айдар” означает “копна волос на глове мальчика”. Но следует обратить внимание на то, что только у моловых самцов льва на шее появляется копна волос-грива. В предшествующей статье (“О кресте, Рождестве, и раскрытии их мифологической сущности”) а постпрплся проследить и показать, что анализ семитских слов позволяет утверждать о том, что они вначале были двусложными и в результате ассимиляции превращены в трехсогласные, напр., семитское “ШАМЕШ /солнце” (у арабов - шамс) производно от ШАМ (небо) и тюркского ~ИШ/~ЭШ (огонь). Дословно- “небесный огонь”. В том же ракурсе можно рассмотреть и арабское название Иерусалима – KUDS: как от арабского глагола в значении “святить, освящать”, так и от тюркских слов “kut/d” (душа) + “~ish/~esh” (огонь). (Ныне “огонь” выражается словом “ISHIG”). Несоответствие в написании имени “Keydar/Heydar” у евреев и арабов, в то же время семантическое соответствие имени “Айдар” вышеуказанному слову позволяет утверждать, что изначальной формой имени сына Исмаила было “Айдар”, впоследствии в результате протезирования “к/х” преобразованное в “Кейдар/Хейдар” и воспринятое уже семитами, ибо протезирование “к/х” - характерная особенностьтюркского языка. Например, k+ut/od (свет/огонь)=KUT (душа), отсюда перс. Khuda, герм. God/Gott- Бог, Булгаро-Огузский род utigur/kutigur, Abdulla/Gabdulla, Alimjan/Galimjan у татар, Верховный Бог “AN” у шумеров, “Qan Tanri” у тюрок. Такая аналогия позволяет утверждать, что генеалогическое древо пророка Мухаммеда и его двоюродного брата Али, а вслед за ними – все musta`riba – курейшиты, восходящие к Исмаилу, сыну Ибрахима, имеют тюркскую родословную. В то же время, если учесть и такой факт, что гласные выполняют связующую функцию между согласными, то в таком случае оставив их в стороне, имя Абрахам/Ибрахим состоит из согласных “б-р-х-м”,что уже соответчтвует имени Брахма, имени одного из тримурти индуистской мифологии (Брахма, Шива, Вишну), Создателю Вселенной, подобного 1000 солнц, а самое главное- божеству индо-арийского пантеона. А как бы ни старались некоторые сфальцифицировать понятие “арий”, в любом случае оно производно от “AR” с разитием в “AL / AZ”, что означает “Бог, Свет, Человек”. Вот поэтому, видимо, в Коране имя отца Абрахама / Ибрахима передается как “Azer”, что при закономерности перехода “Z” в “D”читается и как “Adar / Odar”, и это соответствует длуединству человека – духовного и материального: “AZ+AR” (также как “Man” + “Nah”). Это в Исламе называется “vahdat al-vujud”. Видимо, истоки родословной пророка Ибрахима придется искать уже на территории древнего Азербайджана. Наши выводы о генеалогическом древе пророков плодтверждается и поэтом Азербайджана XII в. Низами Нянждеви, который так же указывал на тюркское происхождение Мухаммеда. Одним из важных символов иудаизма – 7-свечный подсвечник (минора). В Исламе роль подсвечника исполняет Минарет (Minaratum). Свеча - главный атрибут и христианской церкви. Время возникновения ъристианства обычно относят к 33 г. после Р.Х. А вот дата рождения Исы / Иисуса положена в основу летоисчисления Дионисием Мавлым (ум. ок. 526 г.), скифом по происхождению, жившим с V в. в Риме. Этот факт сам по себе очень важен, потому что именно УКАЗЫВАЕТСЯ, что Дионисий был скифом. А наш анализ показывает, что несмотря на все старания и изощрения и пространственные суждения иранистов (частью которых наряду с русскими и евреями выступают хаи, пытающиеся опорочить и сфальцифицировать нашу историю, “доказав” наше происхождение от монголов) – скифы – это ТЮРКИ! Интересно, что и род “ашкенази”, который евреи хотят приписать к одному из своих главных колен, встречаются в истории как скифы (впоследствии принявшие иудейскую веру). Переход фонем “Ч/Ц” безупречен. Так, тюркский суффикс принадлежности “~ЧИ” у славян и хаев преобразован в “~ЦЫ/~ЦИ”. Напр., кипчаки – куманы в славянских источниках – “половЦЫ”, а “первый” историк хаев – хоренаЦИ; Мурациан / Мурацан (со вторичным арменизированным окончанием “~ян”), чей род восходит к древним МИДИЙЦАМ, а не хаям (заметим, что “~ЧИ” в результате метатезы у славян преобразован и в “~ИЧ” [Иванович, Федорович]). Ныне используемый в русском языке глагол “чиркнуть” означает “зажечь”. А вот по-тюркски свеча будет “ЧИРАК / ЧИРАГ”. Учитывая то, что “чирак / свеча” является одним из главных атрибутов монотеизма, я позволяю себе толкование корневых “ц-р-к” в слове “церковь”,при закономерности перехода “Ч” в “Ц” как “ч-р-к”, безусловно, восходящему к тюркскому “чирак / чираг / свеча”. Опять же, ссылаясь на основные постулаты теизма “Бог есть свет и нет в нем никакой тьмы” и “Бог есть свет небес и земли”, нужно отметить, что “свеча” в теизме есть матириальная манифестация Божественного Света.Вышесказанное свидетельствует о том, что пончтия “кирха / circus (в данном случае “us”- это греческое окончание именительного падежа существительных) / цирк (в значении “эллипс”: - только эллипсовидная форма может обеспечить постоянное [вечное] вращение. Символ же вечности – опять Божественный)” тоже восходят к тюркскому понятию “чирак/ чираг”. Наконец, если “церковь”, как любой “дом Бога” является “местом поклонения”, то в таком случае вторая часть слова восходит к тюркскому понятию “ev / ov / oba” (дом, место). Все сказанное позволяет судить, что понятия “церковь / circus” трактуются на основании тюркского как “Чираг Эви” (Дом Света). Подводя итог сказанному, хочу провести параллель между Тенгрианством и раннесемитским (иудейским) монотеизмом. Согласно ммоим исследованиям, понятия “TЮRK” (в первоначальном значении “человек”) и “ADAM” идентичны, так как оба содержат в себе одно и то же значение – Божье Творение. Разница лишь в том, что если тюркская традиция исходя из энергетической сущности Божественного видит световое (энергетическое) начало первочеловека (слово “ТУРК” происходит от Божественной энергии “ТОР / ТУР” [ТОР – это выпуклое тело, образуемое вращением круга вокруг непересекающей его и лежащей с ним в одной плоскости оси] + суффикс “очеловечивания” “~K”, напр., Спарта + К), то раннесемитская (иудейская) традиция связывает это начало с “землей”, ибо “ADAM” в переводе с семитского означает “кора земли”. Ранее всех близко к идее Тенгрианства вернулось христианство, дав Световое Начало Христу. Но оно же его и исказило, сделав Христа Богом.

Кокбору: Мой Тенгри Ответ кагана тюргешей Сулука на попытки посланников арабского халифа склонить его к принятию ислама (середина 8-го века) Кто такой Мухаммед? О пророке таком ничего я не слышал. Говорите, что бывший купец? Но прозрел, наконец, И в видениях свыше Видел истины свет. Я таких уважаю, но зачем мне они? Знаю Будду - пророка, Ису и Мани... А теперь Мухаммед. Он нам вряд-ли поможет. Я арабский не знаю. И каноны Корана я не понимаю Ни душою, ни кожей. Я не буду молиться в душной мечети, на коленях стоять, слыша проповедь мулл. Мне иное совсем по душе: Слушать ржанье коней в степи на рассвете, или шорохи тигра в речном камыше, Или войска к атаке готового гул. Сам себе я мулла и пророк. Безрассудно я верю и слепо В голубое бездонное Небо, И что Тенгри - единственный бог. Молоком молодой кобылицы Окропив и зарезав барана, На вершине святого кургана Я хочу помолиться. За свободу, как у ветра и птиц, За удачу в охоте на зверя. За незыблемость наших границ, За богатство для тюркского еля. Мои воины к бою стоят наготове Под знаменами предков. Им заветы ислама - как седло на корове, или хищнику - клетка. Они хлынут как сель, из долин и степей, Если враг у порога. Вы поймете тогда силу тюркских мечей, Веру в тюркского бога. Передайте халифу мой низкий поклон. Мухаммед может быть и пророк, Но пускай об арабах заботиться он. А для нас только Тенгри - единственный бог. Он Всесилен и Вечен. Умудрен и могуч он. То как солнце над нами, То, сияет луной, Проверяя в делах наши мысли и речи... То как черная туча, то как синее знамя, Он витает над нашей страной.

Кокбору: В отличие от религий, созданных пророками и их последователями, тэнгрианство (тэнре янг, аћ) возникло естественным историческим путем на основании народного мировоззрения, воплотившего и ранние религиозные и мифологические представления, связанные с отношением человека к окружающей природе и ее стихийным силам. Человек — сознательное существо природы, живет в естественной среде, приспосабливается к ней, когда надо противится этой среде, борется с ней и вместе с тем полностью зависит от нее. Цитировать “В потустороннем мире человек, если он буддист, вернее, его душа, увидит, что в том мире его будут встречать богини сострадания — белая и зеленая Тары, различные ипостаси Будды — чтобы сопровождать к предвечному Свету. Христианин узрит, возможно, святую деву Марию, ангелов и херувимов, апостолов и Христа, а мусульманину явится пророк Мухаммед и ангелы Джабраил, а потом сам Аллах. Эти мировые религии имеют обширную литературу, стройные вероучения, объясняющие все аспекты потусторонней жизни. Тэнгрианцу эти потусторонние встречи мало интересны. Для него различные малознакомые тибетские идамы, дхармапалы, ангелы, херувимы, апостолы и т.д. трудны для восприятия. Родные, друзья и знакомые, ушедшие в тот мир ранее, ему гораздо ближе. Тэнгрианец желает встретиться там со своими родичами, с отцом, матерью, давшими ему (ей) земную человеческую жизнь, чтобы поведать им земные новости, чтобы попросить родственников помочь встретиться с богами”2. Цитировать Некоторые ученые, исследовавшие тэнгрианство, пришли к выводу, что к XII-XIII вв. это вероучение приняло формы законченной концепции с онтологией (учением о едином божестве), космологией (концепцией трех миров с возможностями взаимного общения), мифологией и демонологией (различением духов-предков от духов природы). Все сведущие ученые считали древнетюркскую веру монотеистической, но ни мусульмане, ни христиане не отмечали сходства между этой верой и своей. Тэнгрианство настолько отличалось от буддизма, ислама и христианства, что духовные контакты между представителями этих религий не могли быть возможными. В ней причудливо и удивительно органично переплетены единобожие, поклонение духам предков, пантеизм (поклонение духам Природы), магия, шаманизм и даже элементы тотемизма. Тэнгрианство состоит в основном из легенд. В ней нет каких-либо нравственных заповедей, норм праведного поведения или предостережений против грехов. У него есть одно общее правило морали: “Поступай согласно законам природы, щадя при этом законы общественные”. Из-за отсутствия морально-этического учения, тэнгрианство даже трудно назвать религией в том смысле, в каком мы привыкли говорить о христианстве, исламе или буддизме, она вообще не поддается формальной научной классификации. Единственная религия, с которой тэнгрианство имело много общего, — это японская национальная религия — синтоизм. Цитировать Насколько можно судить по истории, тэнгрианство никогда не опускалось до политических манипуляций, не прислуживало власти, наоборот, были времена, когда вожди великих тюркских империй черпали в нем свою духовную силу. Цитировать Тэнгрианство — религия, которая не имела письменного способа изложения своей теологической доктрины. Все основывалось только на устной и визуальной базе, крайне простом и небольшом по количеству священном реквизите. Благодаря простоте ритуалов и ясности доктрина тэнгрианства просуществовала несколько тысяч лет, причем в одних и тех же устойчивых формах религиозного ритуала и практики. Ее практичность и эффективность обеспечивали сохранность и стабильность основных теологических представлений и культовой практики. Закодированная в мифах и легендах, связанная с национальными традициями, она помогала с детских лет познавать и закреплять в сознании тюрков и монголов основы этой религии, ее обычаи и обряды, ритуалы, моления и жертвоприношения. “В древние времена и средние века, когда в результате непрерывных войн и набегов возникали интенсивные контакты между тюркскими и монгольскими кочевниками, их родоплеменные группы то и дело дробились, рассеивались и смешивались (что происходит вплоть до наших дней). Но тем не менее многие традиционные тэнгрианские представления о конкретных божествах и духах, обычная культовая практика, сакральная терминология сохранились”3. Цитировать Идеологи иудаизма, христианства, ислама, буддизма проповедуют частный, личный характер этих религий. Тэнгрианство — религия общинно-коллективистская, поэтому все ее обрядовые ритуалы имеют коллективную форму. Кроме того, в тэнгрианство заложена основа веротерпимости. Цитировать Как показала история, татары, поселившие в Польше, Литве, Белорусии и т.д., принявшие христианство, быстро утратили все свои отличительные черты и полностью ассимилировались в местном населении. Татары, исповедующие ислам, ассимилировались через два, три поколения. Религия не смогла их сохранить, так как опиралась на чуждом арабском языке, то есть из-за отсутствия национального сознания и отсутствия связи языка с религией. Польско-литовские татары слишком поздно начали отдавать себе отчет о потерях, которые понесли с исчезновением этнического языка, слишком поздно поняли, что национальному отличию более всего благоприятствует язык, а не религия, базирующая на чуждом, непонятном. Караимы так же как, и татары, уже несколько сот лет живут в Латвии. Но в противоположность татарам они смогли сохранить свой язык. И все потому, что молитвы караимы читают на родном языке. Во время жертвоприношений чтение молений (алкышлар, телђклђр ) являлось важным атрибутом праздника. Они читались на родном языке, ясно и внятно, так как духи могли не понять и разгневаться. Для этого перед началом праздника выбирали из присутствующих одного, а чаще двух человек, умеющих хорошо говорить телђклэр, алгыши. Во время общественного моления они занимались кроплением, сопровождая его алгышами.

Kyrgyzbay: "Следы шаманства у кыргызов" (в сокращении) Шаманство как религия составляет предмет, еще не исследованный. У кыргызов оно смешалось с мусульманскими поверьями и, смешавшись, составило одну веру, которая называлась мусульманской, но /они/ не знали Магомета, верили в Аллаха и в то же время в онгонов (по верованиям монголов, души предков), приносили жертвы на гробницах мусульманским угодникам /и одновременно/ верили в шамана, уважали магометанских ходжей /и/ поклонялись огню, а шаманы призывали вместе с онгонами мусульманских ангелов и восхваляли Аллаха. Такие противоречия не мешали друг другу, и кыргызы верили во все это вместе. Такой порядок вещей продолжался до наших дней, когда ислам вместе с русской цивилизацией проник в Степь и грамотные дети, воспитанные фанатичными татарами, с презрением отвернулись от обычаев предков и стали преследовать и запрещать их. Мусульманство среди народа неграмотного оставалось звуком, фразой, под которыми скрывались прежние, шаманские представления. Оттого изменению подверглись имя, слова, а не мысль. Онгон стали называть арбаком, Кок-Тэнгри – Аллахом или Кудаем, духа земли – шайтаном, пери и джином, а идея осталась шаманская. Тем не менее, основания шаманской веры были поколеблены магометанским единобожием. Небо слилось с идеей Аллаха, а второстепенные Тенгри совершенно были забыты, потому что более преследовались при введении ислама как идолы, столь ненавистные мусульманам. Зато солнце, луна, звезды, которые не были олицетворены, пользуются до сих пор уважением, и в народе сохранились некоторые обряды их культа. Шаманство, с одной стороны, есть почитание природы вообще и в частности. Человек живет и действует под влиянием природы. В этом смысле шаманство представляет крайний материализм. С другой стороны, умирая, человек сам становится божеством – это крайний спиритуализм. Человек шаманский удивлялся солнцу и поклонялся ему; увидел луну – и ей поклонился; он поклонился всему в природе, где замечал присутствие этой неизъяснимой силы, вечной как время, которую он назвал синим небом, Кок-Тэнгри. Происхождение шаманства – это обожание природы вообще и в частности. Другое чудо – человек. Эта душа, эти способности, этот дух мыслящий и пытливый, не есть ли очевидное присутствие божества? Он поклонялся живому духу в лице шамана и мертвому духу онгону. Но влияние природы в этой жизни на человека слишком сильно, и он должен был создать правила, которыми он руководствовался в отношении к таинственной природе: что делать и чего не делать. Вот происхождение тех обычаев и обрядов, которые мы называем теперь шаманским суеверием и которые тогда были истинной верой, верой несомненной, живой. Таким образом, шаманство первоначально было почитанием природы вообще – в идее неба, солнца, луны, рек и прочих чудес природы и стихий и поэтому отчасти походило на фетишизм. Человек мертвый был сам свободное божество, поэтому влияние неба простиралось только на человека живого. Поэтому же и идеи греха (в смысле христианском) не было; от божества зависело благо и худо, добро и зло, счастие и несчастие во время земной жизни, а благодать и кара следовали тотчас за грехом. АРБАК, ИЛИ ОНГОНЫ, - ДУХИ УМЕРШИХ ПРЕДКОВ Шаманство обоготворяло природу. Человек предписывал небу, солнцу и луне власть над собой, но влияние это действовало на него только в этом мире от рождения до смерти. По смерти власть природы на него /т.е. над ним/ прекращалась, он сам становился арбаком. Благополучие его в том мире зависело от того, как родственники исполняли обряды поминок. Если поминки были исправны, он был спокоен и покровительствовал всем родным, не то он становился врагом и вредным. Небо было беспристрастно как божество. Люди великие, сильные были и всесильными онгонами, мелкие натуры и по смерти становились ничтожными духами. Чингис-хан после смерти был почитаем, как Бог. У кыргызов почитание арбаков до сих пор во всей силе. В честь арбаков приносят в жертвы разных животных, а иногда нарочно ездят на поклонение к их могилам и, принося жертву, просят их о чем-нибудь. Китайские писатели сохранили нам некоторые обычаи, соблюдавшиеся при погребении царей у хунну, киданей и других шаманских народов. Европейские путешественники, ездившие к монголам, говорят о подобных обычаях у команов (т. е. кипчаков) и монголов. Если сравним их с кыргызскими, то найдем в них замечательное единство идей и даже сходство обрядов. Шаманы почитались как люди, покровительствуемые небом и духами. Шаман – человек, одаренный волшебством и знанием, выше других, он поэт, музыкант, прорицатель и вместе с тем врач. Кыргызы шамана называют бахши /баксы/, что по-монгольски значит учитель, уйгуры бахшами называют своих грамотников, туркмены этим именем зовут своих певцов. Команы называли шаманов кам, так называют его и теперь сибирские татары. У кыргызов не всякий может быть шаманом, как не всякий из нас может быть поэтом. Э М – лечение. Болезни, по мнению шамана, происходят не от физических причин, но от воли божеств и духов. Некоторые болезни имеют своего хозяина, т. е. своего духа. О Г О Н Ь . Почитание огня заимствовано от персов. Из всех шаманских поклонений у киргизов поклонение огню до сих пор имеет большую силу. Кыргызы огонь называют от. Огонь имеет свойство очистительное. Очищают, проводя между двумя огней. Скочевывая с зимовок, они переходят кочевкой между огней. Человек, дающий публичную клятву, должен также очищаться огнем. Огонь был покровителем жилищ, домашним святилищем, поэтому у кыргызов невеста при вступлении в новое семейство должна была поклониться огню в большом доме. Обычай этот существует у монголов и заменяет венчание. Точно так же при рождении ребенка приносят огню жертву. В огонь нельзя плевать, нельзя проходить через огонь, даже через место, где он когда-то был разведен… Почитая огонь, боялись гнева огня и поэтому клялись огнем. О ЖИВОТНЫХ, ПРИНОСИМЫХ В ЖЕРТВУ В жертву приносили животных всех видов, по преимуществу верблюдов, лошадей, баранов и, редко, быков, но всегда самцов и с известными приметами. Ислам допускает жертву от стад только в память курбана Авраамова, но киргизы при малейшем несчастии режут животное во имя Божие… или во имя арбаков и приносят жертвы на могилах предков. Такие жертвы они называют курбандык и садака и этим некоторым образом смягчают их языческое значение. Верблюд показывает крайнюю важность причины, побудившей сделать жертву. Верблюд должен быть белый. Баран должен быть белый с желтой головой. Киргизы нередко в беде именуют лошадей или скот, почему-либо им дорогой, а приносят в жертву другой, мене любезный. Для этого слюной именованного животного мажут рот животного, которое хотят в самом деле убить. КОСМОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ КЫРГЫЗОВ Звезды, по мнению кыргызов, не что иное, как большие горы из драгоценных камней, лежащие от нашей планеты в таком расстоянии, что кажутся маленькими точками. Кыргызы верят во влияние звезды на человеческое счастье. По мнению других, каждая звезда соответствует душе какого-нибудь человека на земле и, когда умирает человек, то и звезда его падает на землю. Из звезд кыргызы знают и отличают очень много. 1. Полярная звезда – Темир казык (букв.: железный кол); по ней Железный Кол, вероятно, дано вследствие видимой неподвижности, поэтому две звезды, близкие к ней и имеющие около нее движение, ориентируются кыргызские путешественники во время ночи. Название которое похоже на ход лошадей, привязанных на веревке к колу, называются “двумя белыми лошадьми”. 2. Большая Медведица называется кыргызами Семь Воров – Джеты каракчи; это души семи разбойников, которые днем воровали, а ночью каялись в грехах, за это они были обращены после смерти в семь звезд. 3. Плеяды – уркер. Кыргызы заметили поступательное движение Плеяд к Большой Медведице и думают, что она преследует семь воров, чтобы выручить свою дочь. По Плеядам кыргызы узнают часы ночи и времена года. 4. Венера – Пастушеская звезда. По восходе этой планеты кыргызские пастухи гонят баранов в аул в загон. 5. Утренняя Звезда – Чолпон-джылдыз. Знаки Зодиака и их созвездия известны кыргызам под арабскими, но несколько исковерканными названиями. Луна, вероятно, была божеством. Кыргызы при виде новой луны делают земные поклоны и летом берут с того места, где делали поклоны, траву, которую, придя домой, бросают в огонь. Кыргызы не смотрят долго на луну. При отправлении естественных нужд не обращают лица своего к луне. Вообще, о луне говорят с уважением. Небо – это высочайшее божество в шаманстве. Кок-тэнгри – Синее небо. Небо было свободно в своих поступках, оно награждало и карало. От его воли зависело благополучие людей и народов. На небе есть жители – люди, они опоясываются под горлом; мы живем в середине, на земле, и носим пояс на середине тела; люди же подземные, у которых также свое солнце, луна и звезды носят пояс на ногах (образ жизни небесных жителей – кыргызский, так как это элементы суть плод кыргызской фантазии). ЯВЛЕНИЯ В НЕБЕ Гром. Кыргызы говорят, что гром – гневный глас Божий. А молния – стрелы, которыми он поражает шайтанов. Нам случалось также слышать относительно первого грома, “небесный жеребец ржет…” При этом у кыргызов соблюдается следующий обряд: хозяин юрты с ковшом выбегает из юрты, бьет им, бегая вокруг, свою кибитку снаружи, приговаривая: “Молока много, углей мало”, а потом, придя домой, втыкает ковш около дверей в кереге. Говорят еще, что льют молоко у порога, что есть доброе пожелание обилия молока, следовательно, и увеличение стад. Вихрь, вероятно, был олицетворен как один из Тэнгриев стихийного происхождения, потому что кыргызы, встречая вихрь, плюют три раза: “тфу, тфу, тфу”. О ЧАРУЮЩИХ СИЛАХ, ЗАКЛЮЧАЮЩИХСЯ В САМОМ ЧЕЛОВЕКЕ Грозны были для младенствующего человека стихии, но от них можно было укрыться; хуже беда была в самом человеке – страх перед какой-то неведомой силой, которую он ощущал в себе. Человек был окружен страхом. Даже во сне он боялся, его страшил сон. Язык человека через слово имел, по мнению кыргыз, разрушительное влияние. Если у кыргыза умрет красивый ребенок, пропадет хороший конь, улетит хороший сокол, испортится оружие – все приписывается человеческому языку. Глаз действует так же, как и слово. Ногти. Кыргызы вместо клятвы лизали ногти на руках, смотря на небо. Приписывается ли чародейская сила ногтям всех пальцев или одного пальца по преимуществу, не знаем. ЧАРУЮЩАЯ СИЛА, ПРИПИСЫВАЕМАЯ НЕКОТОРЫМ ДЕЙСТВИЯМ “Обвести”, “окружить” употребляется в эпических сказаниях народов индогерманского племени в смысле “приворожить”, “околдовать”. У кыргызов чарующая сила заключена собственно в кружении. Они избегают полного круга при осмотре чего бы то ни было. Обойти человека – значит принять на себя все его болезни, чары, которые тяготят над ним. Поэтому самое нежное слово у кыргызов и самое верное выражение любви заключается в словах айланайын, что значит “обхожу тебя”. Мы слышали, что в старые годы часто чадолюбивые отцы бегали с поясом на шее вокруг юрты, где лежал их больной сын, предлагая якобы себя небу взамен больного, а родственники и одноаильцы старались удержать его от такого гибельного намерения. Так кыргызы верили в кружение. КЛЯТВЫ “Да побьет меня огонь мой!” “Да буду твоим синим ослом!”, иногда они прибавляют: “в двух мирах”, т.е. “на том и на этом свете”. Ырым, т.е. обычаи, соблюдение которых в шаманстве избавляло от несчастий, а нарушение вело за собой какое-нибудь бедствие. Одним словом, /это/ те простонародные обычаи, которые европейцы называют предрассудками или суевериями, а в шаманстве они составляют обрядную часть их веры. Наиболее употребительные Ырымы: При отчуждении из табуна лошади берут клок волос от гривы и, помочив в слюне животного, кладут в карман; этот обычай называется “брать слюну”. Отдавая кому-нибудь платье, оставляют у себя одну пуговицу или завязку. При продаже животных не отдают от лошади узды, от верблюда – носовой веревки, от сокола – путалищ, от собаки – ошейника. В русских сказках есть чародей, который оборачивается в разных животных: в лошадь, собаку, сокола и проч., обыкновенно просит, чтобы при продаже его в этом виде не отдавать узды, ошейника и путалищ. Входить в юрту с пищей во рту нехорошо, выходить, напротив, хорошо. Некоторые кыргызы имеют свой собственный ырым, то есть, заметив, что известные действия первых ведут за собой худо, а известные – благо, они избегают первых и не упускают делать последние и проч. Особенно много ырымов кыргызы наблюдают во время походов и баранты. ТАЛИСМАНЫ ОТ ГЛАЗУ, ОТ НЕЧИСТЫХ ДУХОВ И ОТ РАЗНЫХ БОЛЕЗНЕЙ В прежние годы талисманы были большей частью вещественные, а именно разные части тела вещих животных или птиц, кости животных и иногда камни. Кости животных, имеющих сверхъестественную силу. Локтевая кость могла заменить для скота пастуха, т.е. сберегать от волков и от воров. Локтевую кость кыргызы носят также привязанной к передней луке седла как хранителя седельного прибора и лошади. Волчья чашка предохраняла от ревматизма в пояснице и от “глазу”. Голова филина, ноги и перья сохраняют от злых духов; для этого их привязывают к юрте и колыбелям детей. От “худого” глаза и языка носят камень, называемый “ишек таш”. Камень этот, по поверью, должен находиться в желудке ослов, но торговцы продают под этим именем зеленую муравленную глазированную глину. Все болезни в шаманстве приписывали наваждению злых духов или гневу онгонов, оттого лечение проводилось шаманами. Есть и животные, которых боятся черти. Например, при родах – верблюда-самца и ежа. К колыбели детей привязывают ежовые иголки, а при родах кладут их на страждущую. Замечательно, что волосы русского человека употребляют также в числе средств для изгнания болезней. Кыргызы приписывают особенную силу кие некоторым стихиям, некоторым животным, птицам и разным предметам, полезным в их кочевом быту, и воздают им известного рода почет, думая, что исполнение почетных обрядов утверждает за ними богатство и счастье – кут. Предметы, имеющие такую силу кие, называют киелы, а карательная сила их – кесир. Поэтому надо полагать, что шаманские народы добро и зло приписывали благоволению или гневу обоготворяемых ими предметов и стихий кие. Благочестие заключалось в известных обрядах уважения, а грех – в нарушении их; они боялись кесира.

Кокбору: Kyrgyzbay хорошая статья....и как жалко что так мало единомышленников.... но главное не количество , а качество....

Kyrgyzbay: Кокбору нет, мой друг. Идеи живы и все мы, и алтайцы и кыргызы и хакасы и тувинцы и монголы и казахи не осознавая продолжаем поклоняться Синему Небу - Кок Тениру. :) Просто идеи Тенгри были подменены новыми религиями, несущими в своей основе философию Тенгри. Технично и красиво были подменены незыблемые понятия. Но традиции и обряды продолжают нести все наши народы. Единственно, что настораживает, эти традиции могут постепенно угаснуть и тогда мы окончательно потеряемся. Важно, сохранить, то что мы постепенно теряем. В общем баары жакшы болот! :) Есть философ Дастан Сарыгулов, который очень интересно излагает мысли о Тенгрианстве и философии кочевых народов, по крайней мере это известный в Кыргызстане человек который хоть как-то презентует и старается возродить утраченное. Недавно он организовывал фестиваль народов мира (чтоли, не помню точно) и пригласил очень многих представителей с Алтая, Якутии, Новосибирска и т.д. которые делились знаниями, презентовали эпосы, фольклор и т.д. В общем если увидишь где нибудь его книги, почитай.

Кокбору: Kyrgyzbay Если найду его книги , то обязательно прочитаю! Жаль только что этих не осознавающих все меньше и меньше.... Иногда так трудно донести человеку правду.....

Kyrgyzbay: Кокбору Согласен, все меньше и меньше и порой действительно очень трудно объяснить. Но надо, популярно и доходчиво объяснять. А для чего тогда мы читаем и продолжаем учиться? Надо делиться тем чем знаешь. :)

Алтын Кыс: Хм, из всего того, что тут написано, я пришла к такому выводу, что мне нужно отречься от своей и прийти к "моей" настоящей алтайской вере, вере алтайцев и всего тюркского народа. Ну если я и сменю веру, представим, что из этого изменится? Что-то поменяется, станет лучше? В каждом из нас есть Бог и каждый сам по своему его несет

Кокбору: Алтын Кыс Если бы ты все это внимательно прочитала и немного сравнила и заставила свои серые клетки двигаться , то наверное ты именно так и поступила бы! Извини ну если у тебя в душе есть Бог , то зачем ходить в Церковь? Проси у бога сидя дома..... Когда мне тяжело я прошу у Природы , у Тенгри , у духов предков помощи! Это звучит примерно так: Алтай Кудай , агаш-тажым , ада-обоколор куч келишкен ойдо , будакту долымды арчып , болуш беригер.

Кокбору: Алтын Кыс И многие молитвы-алкыштар которые будут мною прочитаны - принесут и мне и моему народу и моему Алтаю пользу. Потому что энергия будет направлена в нужное русло. Ты знаешь почему в алтайской обрядности очень много алкыштар? Потому что это необходимо . Это благословление ! Не зря сказано : Айткан алкыжын быйанын детирзин....

Алтын Кыс: Кокбору, вот не поверишь, не внимательно читала, но основу поняла Ты говоришь, что бы я серыми клетками пошевелила , чаго то не хочется, пока настрой Новогодний. А поповоду алкышев, не спорю, сама порой ими балуюсь. А домой приезжаю мама постоянно их говорит, да еще добовляет "АЛТАЙ КУДАЙ".Хотя при этом спрашивает, ходила ли я в церковь, либо нет. Все странно как то, и вера и чувства, которые испытываешь. Вот ходила в субботу в мечеть со своим любимым и для себя поняла, что я никогда не буду мусульманкой, во-первых там не все просто, все строго, разуваться нужно, девушкам полностью спрятать волосы, даже чуб, юбка обязательно. Есть место только для женщин, и когда мужчины молятся, женщины даже глянуть нельзя, короче, я была в шоке, а когда началась молитва, я вообще перепугалась, сразу как то не по себе стало, не в своей тарелке. Как только все закончилось и милый меня забрал, я стразу ему выпалила, что я больше не пойду в мечеть, не мое это, тяжко было, стериотипы автоматом выскакивали при слове: "АЛЛАХ АГБАР". Сразу же поехали в церковь, я ему объяснила как вести себя в церкви, что нужно снять головной убор и все такое , я купила свечки и поставила, просто помалилась Богу и мне так легко стало. В конечном итоге были оба довольны и Я и ОН.

Кокбору: Алтын Кыс Понимаешь ли - твоя мама во-первых сама очень плохо осведомлена не только о своей религии - но и вообще о христианстве. Я вот поражаюсь людям которые верят и в христианство и в тенгрианство...... Такое ощущение возникает неприятное - будто с двух кормушек кормятся! Не лучше ли уж разобраться и верить во что-то одно чем верить непонятно во что и как. Мне тоже мама пытается христианство навязать - а я ей тенгрианство ......Вот сколько ей объясняю , сколько она обжигалась со всякими рода сектами в поисках Бога и веры..... никак ее жизнь не учит ....Я же никогда не имел желания верить ни в Христа ни в Будду ни в Магомета- и это ощущение было у меня с самого детства, с самого моего рождения. Будучи ребенком мне были непонятны и чужды молитвы , притчи , праздники христиан. Напротив же религиозные обряды , поклонения , ритуалы тенгрианства я чувствовал как свою плоть и кровь! Я их не только понимал , я их чувствовал....приятное ощущение возникает. Мне противно когда люди читают молитвы тому Богу , который поможет , не разбираясь в сути . Ну не может в моем сознании никак уложится мысль ,что люди готовы верить всему без разбора - ведь бесплатный сыр только в мышеловке.



полная версия страницы