Форум » Республика Алтай » .....СЕОК.... » Ответить

.....СЕОК....

Radost": Люди!!! Кто разбирается в сеоках?! хотелось бы кое-что выяснить! [img src=/gif/sm/sm14.gif]

Ответов - 149, стр: 1 2 3 4 All

Старпом: кыпчаки собирались например в 2005 году в окрестностях Ело, человек 200 было.

Kamiya: это все кыпчаки???? ммм да... толи народ не собираемый, то ли организовать не потрудились

Тимур: да, года два назад я помню по тв объявление транслировали что приглашаем и родственные сеоки тоже

Старпом: так ведь не каждый может позволить себе выехать на несколько дней с семьей. Были в основном местные, ну и социально активные люди интелегенция и прочие

Kamiya: так , а кто тоам у Кыпчаков зайсан??? по наследству ещ никому не передали???

WOLF: Раз помнится прикольно выбирали зайсана из какого-то рода. 2 кента вышли, представились, речь толкнули. Потом выходит на сцену пузатенький дядь, и говорит что господина X назначает зайсаном. Народ тупо между собой переглянулся. У всех на глазах читалось: Зачем нас собрали, если мы не голосуем?. Прям как сказка, про то как звери в лесу царя выбирали.

Kamiya: хехехе... врде бы также у нас в нске одно время выбирали президента землячества... сейчас такое сохранилось или нет - не знаю

Miha: Я Мундус, и и этим горжусь

Тимур: я не думаю что есть люди стыдящиеся своего сеока у меня мама мундус

telengit: а ктонть из вас знает откеда его сеок произошел, кто братья его по сеоку и тд и тп???

WOLF: Miha пишет: Я Мундус, и и этим я горжусь рассмишил, складно звучит

telengit: 2 WOLF в соседнем подъезде Мундусовы живут, они случаем не МУНДУС? не родственники?

Zmei: это 28й квартире? Нет у них другой сеок.

fenek: Официально-я тодош. Но это бабкин сеок. А какой был сеок у деда она не сообщила. Так и хожу гордый что Тодош. Потому что воспитан как Тодош и мне поср_ть какой был у деда сеок, если он такой Г. Не нужен нам ихний сеок!!!! Тодоши рулезз

Тимур: Немного из истории рода Тенгерековых 4 Сентябрь, 2008 - 10:07 * Онгудайский район В начале XIX века в семье Коно из сеока (рода) Мундус было трое сыновей и несколько девочек: старший сын Тонорок (в русской транскрипции — Тенгерек) 1829 года рождения, уроженец Прикатунья, второй сын Темдек, третий — Ыйлаак (Илак) Старший сын Тонорока Адьюко родился в 1849 году, затем после него последовательно — Баланди, Балакыс, Буулгак, Содон и нескольких девочек. Адьюко был отцом 8 детей. Самой старшей была девочка по имени Буула. Она впоследствии создала семью с человеком по имени Сапы и взрастила 10 детей. Поименно: Сыра, Тантыбар, Тодьи, Кызыйт, Каракос, Тана, Товар, Молчок, Кулайак, Дьаман. Все дети Буулы продолжили род её отца — Адьюко. Из-за отсутствия доступных сведений последующее перечисление её потомков ныне не представляется возможным. Вторым по возрасту у Адьюко был сын по имени Куча. Куча взял в жены Дарью Тозыякову из рода Тонжаан. В ихней семье воспитывались и выросли 8 детей: Николай, Григорий, Аначак, Александр, Баят, Каракыс (Ольга), Барабаш, Макар. Мужем Карагыза (Ольги) стал Кергилов Меркурий Каласович. От них произошли 16 человек, среди них Кергилова (в замужестве — Мундусова) Татьяна Меркурьевна. Третий сын Адьюко — Курдаш родился в 1873 году. Его женой была Елена Тозыякова из рода Тонжаан. У них было 4 детей: Илья, Гавриил, Дуся, Моисей. Их потомкам являются 32 человека. Четвёртый сын Адьюко — Дьодонко, родился в 1875 году. Известно, что его жену звали Боромой. У них было 11 детей: Дьыламаш, Тоодомой, Чуреки (муж Сапин Кызыйт), Чымыл, Тоодо, Илис, Кулес, Бычу, Таади (Тенгереков Василий Иванович), Улучы, Ипис (Анфиза). Потомков Дьодонко ныне исчисляются свыше 60. Пятый сын Адьюко — Дьолушке (1877-1919). Его жена Чурмеш Кырланбашева.Они родили и вырастили 7-х: Апыс (1897 года рождения, после крещения— Иван Васильевич), Бычак, Уаим, Мундьус (многолицый), Анак, Самдал, Дьалаты. У Апыса было трое детей: Нина, Николай, Сергей Иванович Тенгереков — самый младший.У него в семье было 8 человек. Средний сын — Иннокентий Сергеевич. Шестой в семье Адьюко была девочка по имени Кендир. Замужем была у Кончубая Кырланбашева. Седьмой ребенок у Адьюко — девочка по имени Буулаш. Её мужем стал Албан Керекдьоков. Восьмым, самым младшим в семье Адьюко стал мальчик Алау. Его жену звали Аракы. У Алау и Аракы было 4 детей. Самый старший сын — Укас (Алексей Алексеевич, его сыновья Валентин Алексеевич, Александр Коноев). Из ихнего рода известно свыше 20 человек. На сегодняшний день из родового гнезда Адьюко известно свыше 170 человек Брат Адьюко — Балагыс родился в 1853 году. У него было 4 сыновей. Старший сын Темдек имел 8 детей: Пеклис, Тилмаш, Туймеш, Ахмат, Капчыкай, Тарынчак, Бодон, Бодош. Второй сын Тогустей имел 4 сыновей и 3 дочерей. Старший сын Тогустея — Орчон, который родил также (тоже) Орчона. От Орчона младшего родился сын Сабаа. Его потомки, в числе которых 4 сыновей, жили в Онгудайском районе. У следующего в семье Тогустея Чочыпа было 4 детей: Дьиргал (Сергей), Дьаргынчы, Шалтырак, Кылган, Тадьин. У тёти Тадьин было 6 детей: Кымыс, Кымыскай, Экче, Иван, Николай, Анатолий. Самый младщий сын Тогустея — Дьиртан (Иртан) родился в 1907 году в Прикатуньи в селе Каспа. В 1941 году 26 июня ушел на войну из с. Ороктой. Погиб в 1942 году 9 марта в Смоленской области в г. Ельня. Его жена Иркитова Чугулчи. У них было 3 сыновей: Акчабай (Альберт), Дьушка (Андрей), Михаил. До последних дней дожил только Альберт Иртанович Мундусов. Его жена Татьяна Меркурьевна Кергилова. Они родили и воспитали троих сыновей: Александра, Анатолия, Андрея. Все они бывшие офицеры-танкисты Советской Армии. Из гнезда Дьиртана (Иртана) известны потомки более 18 человек, в том числе внуки Альберта (Акчабая) Иртановича — Игорь, Толя, Оксана. Последующие сыновья Балагыса: Колуштей и Тегерик. Ихние сыновья и дочери: Дьуудин, Кумакай, Кудамай, Чуулаш, Капшагай. Из потомков Балагыса известно свыше 20 человек. У самого младшего сына Тонорока (Тенгерека) — Содона было 5 детей: Каракаш, Кайрылык, Каратай, Беден, Буулгак. Из ихнего гнезда произошло свыше 60 человек. Из более ранних предков Мундусов (Мундузидов) известны имена хана Коная и его сыновей Абака, Койшей Бору, Ентугая. Из более отдаленных потомков хана Коная — Кумек, Бектол, Буктуш, а также Бекиш, который якобы был отцом Коно. У признанного всеми родоначальника семьи Тенгерековых — Коно было 3 сыновей: Тонорок (Тенгерек), Темдек, Ыйлаак (Илак). В настоящее время, приблизительно и далеко не в полном объёме, описаны только часть гнезд из семьи Коно. Некоторые, непосредственно примыкающие к этому роду гнезда не описаны вообще, и на сегодняшний день провести подобное не представляется возможным. Вполне возможно при этом выпадение из этого ряда других ответвлений. В особенности, не затронуты и не описаны потомки Темдека и Ыйлаака (Илака). В настоящее время широко известны фамилии происхождением обязанные именам потомков Коно — Тенгерековы (Тонорок), Темдековы (Темдек), Илаковы (Ыйлаак), Тогустеевы (Тогустей), Балагызовы (Балакыс), Булгаковы (Буулгак) и ряда другие из сеока Мундус (Мундусовы, Маскины, Капчикаевы, Содоновы, Быштаковы и др.). В частности, не приведены и не изучены истоки-корни ныне здравствующих и известных в Горном Алтае деятелей Тенгерековых Виктора Кызыловича и Павла Моисеевича. Все мы в прошлом имели один корень и одного пращура. При этом особо следует признать, что родовым поместьем предков сеока Мундус (Мундузидов) была обширная территория Прикатунья — Сымылты (Сумульта), Кайынчы (Каянча), Кюю (Куюс), Ороктой, Эдьекаан (Эдиган). Думается, именно отсюда произошло дальнейшее расселение и миграция Мундусов по всему Горному Алтаю и по Миру. Чрезвычайно позднее осознание необходимости знания своих корней и своего происхождения, пренебрежение фольклора и устной информации старейшин, отсутствие достоверных письменных (считай — церковных) данных не позволяют детально и объективно оценить историю рода. Поэтому ныне разные источники предоставляют весьма противоречивые, а порой и противоположные, сведения. В исследовании своего родословия и передачи некоторых сведений потомкам в письменном виде необходимо отдать должное Тенгерекову Василию Ивановичу (который, кстати, и начал письменно оформлять это дело), Тенгерекову Сергею Ивановичу и его сыну Иннокентию, а также Мундусову Альберту (Акчабаю) Иртановичу. Известно, что в настоящее время наиболее полно изучает происхождение рода Тенгерековых, правда с уклоном в свою сторону, и других близких родственников под другой фамилией, но с сеоком Мундус лишь Тенгереков Иннокентий Сергеевич, 1953 года рождения уроженец Кош-Агачского района проживающий в г. Горно-Алтайске. Алефтина Васильевна ТЕНГЕРЕКОВА (БАЛБИНА) (Перевод с алтайского, редакция и дополнение Л.В. Тенгерекова) http://www.listock.ru/pages/node/1767

Jetigen: Привет всем! Очень давно не был на этом форуме. Вижу за этот один год здесь произошло много событий. я хочу спросить у алтайцев, делятся ли ваши рода(сеоки) на какие нибудь группы. например у кыргызов есть три группы: Он канат(правое крыло), Сол канат(левое крыло) и Ичкилик(внутренний) или например казахи делятся на три жуза: Старший, Средний и Малый жузы. А как у вас? Ниже приведу пример, но список не совсем полный: Оң канат - Багыш, Адигене, Азык, Черик, Моңгуш(Муңгуш, Моңгош), Саяк, Карачоро, Бугу, Сарыбагыш, Солто, Моңолдор, Коңурат, Катаган, Төбөй; Сол канат - Кушчу, Саруу, Басыз, Кытай, Мундуз, Чоң багыш, Кара багыш, Дөөлөс(Төөлөс), Жедигер, Нойгут; Ичкилик - Бостон, Абат, Жетиген, Kалмак, Кесек, Кыпчак, Найман, Канды(Каңклы, Кантлы)Тейит, Оргу и т.д. всего около 40 больших родов

WOLF: fenek пишет: Потому что воспитан как Тодош и мне поср_ть Ну да потому и тодошы ташяться по кочо верно мыслите товариш!!!

Алтын Кыс: Jetigen Делятся, Кёбёки как мне известно разделены на 2 группы, ак кёбёк и кара кёбёк.

Jetigen: Спасибо Алтын кыс! у нас тоже слышал есть такой род Кёбёк, но род этот кажется небольшой. Извените, я наверно не так задал вопрос. Я хотел спросить образуют ли алтайские сеоки какие нибудь объединения или группы?

Алтын Кыс: кажись нет, не слышала

WOLF: Jetigen пишет: Я хотел спросить образуют ли алтайские сеоки какие нибудь объединения или группы? ну это разве, что, братские группы (карындаш сооктор)

МИЛЯ: http://vkontakte.ru/club7525637 вступайте в группу "алтай сооктор" в контакте!

Амыр-Санаа: Алтын Кыс пишет: Делятся, Кёбёки как мне известно разделены на 2 группы, ак кёбёк и кара кёбёк. Есть еще монгол кёбёки, в Усть-Канском районе они живут. Мен иркит. Чё-то ни один из наших тут не обозначился...

Алтын Кыс: В будущем значит обозначатся

fenek: WOLF пишет: Ну да потому и тодошы ташяться по кочо Тоже знаем песенку. А арткан алтайлар не - кочо суубе турган ба??

Ксюша:

Икили: В генеалогической легенде сеока Мундус появление его родоначальника связывают с градиной, упавшей с неба: "Жила-была девица, убежавшая от военного разорения, бродила голодная по лесу и горам; через несколько дней набрела на аил. Вернулась домой беременная. Ее спрашивают родичи: "Мужа не имеешь, а забеременела?" Она рассказала: "Когда я бродила по тайге, разразился сильный град, я разбила одну градину и в ней нашла два пшеничных зерна, рада была и этой пище. Съела зерна и с того времени забеременела". Разрешившись, девица родила двойню". Позже она вышла замуж и родила третьего сына. Возмужав, братья получили имена Тёлёс, Кочкор-Мундус, Чулум-Мундус. Обычно эту легенду трактуют как "свидетельство" происхождения сеока Мундус от градинки.

Икили: В генеалогической легенде сеока Мундус появление его родоначальника связывают с градиной, упавшей с неба: "Жила-была девица, убежавшая от военного разорения, бродила голодная по лесу и горам; через несколько дней набрела на аил. Вернулась домой беременная. Ее спрашивают родичи: "Мужа не имеешь, а забеременела?" Она рассказала: "Когда я бродила по тайге, разразился сильный град, я разбила одну градину и в ней нашла два пшеничных зерна, рада была и этой пище. Съела зерна и с того времени забеременела". Разрешившись, девица родила двойню". Позже она вышла замуж и родила третьего сына. Возмужав, братья получили имена Тёлёс, Кочкор-Мундус, Чулум-Мундус. Обычно эту легенду трактуют как "свидетельство" происхождения сеока Мундус от градинки.

Лола: Кто нибудь напишите легенду о каком нибудь сеоке



полная версия страницы